----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Валентин Смирнов - В глубинах пещер


Глава вторая - На отвесной стене

Рассказ второй - Загадки Ставрикайской (3)

На шестьсот метров ниже лежит безбрежное море. Затянутое маревом, оно неподвижно, кажутся неподвижными и белые теплоходы на нем. Только едва заметные буруны за кормой выдают их движение. Зеленый ковер леса, белые пятна домов, голубой зрачок Могабинского водохранилища — все это, как на ладони. Только ради этой панорамы стоило подниматься сюда! «Но долго любоваться некогда», — как обычно пишут в туристских очерках. Нам предстоит еще съемка и сбор образцов сталактитов для коллекции.


Гипсовые образования Ставрикайской уникальны (фото 1960-х)

 

Спуск проходит без всяких осложнений. Последним, застраховавшись «схватывающим» узлом, спускается Зеленин. Страховочная веревка остается наверху. Позднее к группе должны присоединиться Володя Мороз и Люда Христофорова.

Начинается съемка. Валерыч разматывает мерную ленту, вооружается эклиметром и горным компасом. Зеленин — геодезист по профессии и мог бы сделать съемку с высокой точностью. Но в секции действует железное правило: все должны уметь и делать всё. И сегодня Валерыч нацеливается на свечку в руках Игоря.

— Азимут 212 градусов.
— Есть, — записывает Зеленин.
— Вертикальный угол плюс семь.
— Есть. Едем дальше. — Так, с остановками через пять метров движутся они в глубь пещеры. Она не широка (два-три метра), но идти можно во весь рост. Боковых ответвлений нет, и это облегчает съемку.

--

Недалеко от входа галерея несколько расширяется влево. Зеленин отходит в сторону, освещает фонариком стены. Они усыпаны натеками своеобразной формы, напоминающей грибы, которые иногда вырастают на деревьях.

Луч фонарика вырывает из мрака свод, уходящий в высоту на добрых тридцать метров. Вероятно, здесь пещера близко подходит к поверхности, может быть, к самой тропе.

— А если пробить сверху ход? — шутливо предлагает Игорь.
— Чтобы сюда ходили стада туристов? — саркастически осведомляется Валерыч. Игорь согласно кивает головой.
— Да, это не дело.

В сущности, мы ничего не имеем против туристов. Мы за то, чтобы они познавали природу, умели беречь прекрасные, неповторимые ее творения. Но варварское разрушение, глупое и бессмысленное уничтожение — что может быть печальнее и возмутительнее! Горе-туристы громят и сталактитовые пещеры. Яркий пример — Скеля, многострадальная Скеля, посещение которой входит в туристские маршруты...

Топосъемка подходит к концу. Пока еще рано судить о конфигурации пещеры. Чувство ориентировки под землей притупляется, почти совсем пропадает, особенно на первых порах. Длина Ставрикайской оказалась равной ста четырнадцати метрам (при первом посещении Зеленин оценил длину пещеры в восемьдесят пять, однако в пещерных условиях это расхождение невелико). А теперь — фотосъемка.

В Ставрикайской нет исполинских сталактитов и колонн. Но ее гипсовые образования уникальны. Их нег больше ни в одной из известных пещер Крыма. До сих пор ученые не могут сказать точно, откуда здесь взялся гипс. Он мог быть перенесен и отложен из подземных вод, обогащенных серой, которая, в свою очередь, образовалась при разложении пирита. Но в этом районе Крыма пирит встречается редко. Что же касается других способов образования гипсовых цветов, то все осложняется тем, что минералогии крымских пещер еще не существует. Ее предстоит создавать.

Зеленин «колдует» с фотоаппаратом. Светосильный «Гелиос» и высокочувствительная пленка позволяют снимать не только с импульсной лампой, но и при свече, с подсветкой фонариком. Это дает «игру», выявляет фактуру, как говорят фотографы.

— Посвети-ка сюда, Игорь, — просит Зеленин, — дай контровый свет, но так, чтобы он не падал в объектив. Вот-вот, как в сказке.
— Красота! — восхищается Игорь, — на поверхности такого не увидишь.

-crossword-puzzle.ru - головоломки онлайн-

назад::далее


Поиск по сайту Киммерия

 

Глава 1
Дороги вглубь

Рассказ первый
Пропасти зовут :: 01-02

Рассказ второй
Первые шаги :: 03-04-05-06

Рассказ третий
Штурм глубин :: 07-08

Рассказ четвёртый
Даёшь Тристадевятку! :: 09-10-11-12

Глава 2
На отвесной стене

Рассказ первый
"Собственная пещера" :: 13-14-15-16

Рассказ второй
 
Загадки Ставрикайской
:: 17-18-19-20

Рассказ третий
 Украденная собственность
:: 21-22

Рассказ четвёртый
На отвесной стене
:: 23-24-25

Глава 3
В русле подземной реки

Рассказ первый
 Накануне
:: 26-27-28-29-30-31

Рассказ второй
 Окаменевшие миражи
:: 32-33-34-35-36

Рассказ третий
 Четверо суток без Солнца
:: 37-38-39

Рассказ четвёртый
128 часов под землёй
:: 40-41-42-43-44

 


© KWD 2002-2018 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования