Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

История города Старый Крым


Цыгане и их вклад в городское хозяйство

Вряд ли на земле есть еще один такой народ, отношение к которому было бы таким неоднозначным: от настороженности, даже страха, до восхищения. Этот народ — цыгане. Многие сотни лет цыгане живут рассеянными по всему миру, приспосабливаясь к той среде, которая их окружает; иногда, при долговременном компактном проживании, они вынуждают местное население приспосабливаться к себе. Генетические и лингвистические исследования указывают на то, что родиной цыган была Индия.

Их предками считаются различные племена: дом, лохары, канджары и др. Единого самоназвания у этого народа нет, хотя в последнее время в качестве такого предлагается термин "романы", то есть "ромоподобные". Происхождение этого этнонима некоторые исследователи связывают с тем, что когда-то выходцы из Индии были подданными Римской империи. В России прижилось название "цыгане"; близкое к нему по происхождению название сложилось в Болгарии, Греции, Италии, Голландии, Германии, Турции и других странах. Британцы и испанцы называют их "египтяне". венгры — "фараоново племя" и "цыгане", французы — "богемцы", "чехи".

По одной из версий, предки цыган в VI веке нашей эры были подарены и качестве придворных музыкантов одним из индийских правителей персидскому правителю. Нетрудно заметить, что уже тогда этот народ отличался своими музыкальными способностями. Около 400 лет они прожили в Персии, а затем начали расходиться на восток и запад, достигнув со временем территории Средней Азии, Палестины, Египта, Армении, Византии. Предполагается, что одной из главных причин исхода цыган из Индии и Персии послужило нашествие мусульман. Достигнув Византийской империи, цыгане здесь надолго задержались; крупные группы их обосновались на территории современных Турции, Албании, Болгарии, Греции. Благодаря доброжелательной политике Византийской империи, цыгане осели на Балканах надолго — на 300-500 лет. Успешно развивались их промыслы; многие цыгане приняли христианство.

После завоевания Византии Османской империей значительная часть цыган начала мигрировать в Западную Европу. Этот период достаточно хорошо освещен в письменных европейских источниках того времени, что позволяет понять причины создания негативного отношения европейцев к цыганам. Первые цыгане, прибывшие из Византии, занимались попрошайничеством, мелким воровством и гаданием. Этот авантюрно настроенный цыганский авангард сослужил плохую службу всему народу: их клеймили, убивали, изгоняли из своих земель, во многих европейских странах цыгане были объявлены "вне закона". Вторая волна кочевников, включая в себя ремесленников, музыкантов, дрессировщиков, конеторговцев, уже не могла существенно изменить впечатления о своем народе.

В России многие цыгане появляются в начале XVII века: первая группа — со стороны Польши, другая — со стороны Балкан. Очевидно, наученные горьким европейским опытом, цыгане вели себя в новой дли них стране сообразно с окружающими их новыми традициями. Во всяком случае, со стороны российского правительства антицыганских законов не последовало. В наше время цыгане раздроблены по всему миру на множество этнических групп, которые отличаются друг от друга диалектами, воспитанием, некоторыми обычаями. Эти различия обусловлены окружающей средой, в которой оказалась та или иная цыганская группа.

В последние годы принимаются меры для организационного объединения цыган, сохранения самобытности и культуры этого кочевого народа. В 1971 году в Лондоне был создан Международный союз цыган. 8 апреля объявлен Международным днем цыган — именно в этот день в 1971 году открылся конгресс цыган всего мира. Утвержден цыганский национальный флаг, на котором изображены колесо, подкова, звезды и месяц — символы дороги, лошади и кочующего образа жизни. Конгресс также утвердил гимн цыган и объявил о создании единой внетерриториальной нации — уникального этнического образования, не имеющего аналогов в мире. В настоящее время во всем мире насчитывается, по разным оценкам, от 2 до 12 миллионов цыган. Столь существенная количественная разница объясняется кочевым образом жизни и этнической разбросанностью по разным территориям, что делает качественную перепись народа практически невозможной.

Цыганский язык относится к новоиндоарийской группе индоевропейских языков. Около трети лексики этого языка общая с санскритом - дополнительное подтверждение индийских корней цыганского народа. Длительное пребывание цыган в Персии и Византии также наложило свой отпечаток на этот язык. Различные этнические группы цыган разговаривают на различных диалектах, которые ощутили на себе влияние окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса. В СССР даже была разработана в 1927 году письменность для цыганского языка на базе русского алфавита — это была первая попытка создать единый для России цыганский литературный язык. Главное правило этой письменности — пиши, как слышишь, что является оптимальным для языков со множеством говоров.

--

В Советском Союзе был издан ряд правительственных постановлении, уравнивающих цыган в правах и обязанностях со всеми гражданами страны. 5 октября 1956 года вступил в силу указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Часть цыган перешла к оседлому образу жизни, начала заниматься трудовой деятельностью. Большинство же по-прежнему живет по вековым традициям своего народа, что и сейчас вызывает неоднозначную реакцию со стороны коренного населения.

В Крым цыгане прибыли несколькими миграционными потоками, причём с разных мест. Время их переселения на полуостров до сих пор однозначно не определено. Есть предположения, что впервые цыгане появились в Крыму вместе с монголо-татарами, большая часть их переселилась на полуостров не ранее XV века с территории современных Румынии и Молдавии. Различия крымских цыган по внешнему виду, языку, особенностям быта, которые отмечали их современники, позволяли делить их на две большие группы: "гурбетов", или, как они сами себя называли, "туркмен" - пришельцев со Средней Азии, и мигрантов из юго-восточной Европы, самоназвание которых было "рома". Профессиональная специализации последних делила их на более мелкие группы: "аюджи" — вожаки медведей, "элекчи" — ситочники, "демерджи" — кузнецы, "халайджи" — лудильщики, "кумышчи" — ювелиры, "даулджи" — музыканты. Эти профессиональные группы держались обособленно друг от друга; взаимная нетерпимость выражалась даже в запрете брачных союзов между представителями разных групп.

Хозяева полуострова, татары, называли цыган "чингине" и относились к ним без особого уважения. Даже принявшие ислам цыгане не имели права хоронить своих покойников на общих мусульманских кладбищах. По своему роду занятий гурбеты были извозчиками или торговцами лошадьми, а проживали они в Карасубазаре и Перекопе. После присоединения Крыма к России гурбеты поселились и в других городах: Симферополе, Армянске, Севастополе и Евпатории.

Род занятий крымских цыган — "рома" — несложно определить по названиям их групп. Они поселились во многих местах Крыма, но необходимость постоянной реализации своей продукции — решет, сит, корзин, ювелирных изделий, различной бытовой и хозяйственной металлической утвари и т.д. — заставили цыган кочевать не только по полуострову, но и за его пределами. Большим спросом пользовались цыгане-музыканты, так как сами татары считали эту деятельность недостойным делом и собственных музыкантов не имели. Поэтому все татарские праздники обслуживали цыганские музыканты.

В быту крымские цыгане были крайне неприхотливыми: кочевая жизнь приучала с раннего детства переносить жару и холод, быть невзыскательным к еде. Образование их сводилось к умению считать, грамотность цыган была крайне низкой. Своей основной обязанностью родители считали передачу детям по наследству своего ремесла. Славились цыгане своей внутригрупповой сплоченностью, благодаря которой они выживали.

Количественный состав крымских цыган был непостоянным. В 1790 году их было зафиксировано 3200 человек обоего пола. Крайне низкий жизненный уровень был причиной высокой смертности, особенно среди женщин и детей, поэтому численность крымских цыган росла слабо. В 1860 году, даже несмотря на прибытие переселенцев из южной России, в Крыму насчитывалось около 8000 цыган. Проживание цыган в Старом Крыму зафиксировано в письменных источниках, которые сообщали, что в 1805 году в бывшей столице золотоордынского улуса, кроме 85 крымских татар, проживало 25 цыган.

Судьба крымских цыган в период новейшей истории трагична: огромные людские потери понесли они во время голода 1921-1922 годов; многие представители этого народа были варварски истреблены фашистами в годы гитлеровской оккупации; в 1944 году, после освобождения Крыма, оставшиеся в живых были депортированы с полуострова.

В настоящее время цыган, а если быть точнее — цыганок, можно встретить на крымских рынках и вокзалах, где они по-прежнему занимаются своим многовековым занятием: гаданием и попрошайничеством. Время для них как бы остановилось. Что касается мужской части этого народа, то достижения конца XX века в различных сферах деятельности сделали продукцию цыганских промыслов и другие занятия невостребованными: кони давно перестали быть средством передвижения или тягловой силой; изделия кузнецов, ювелиров, ситочников уступают и по цене, и по ассортименту, и по качеству идентичной современной продукции; цирк сейчас не является редким зрелищем, и цыгане с медведями конкурировать с ним не могут. Пожалуй, единственный, традиционный для цыган вид деятельности сможет найти свою нишу в современном мире — танцевально-музыкальные ансамбли, уровень мастерства которых признан давным-давно.

Можно также использовать патриархальный, веками не меняющийся уклад жизни цыган — с их бытом, одеждой, промыслами и т.п. — и превратить места их компактного проживания в экзотические островки — своеобразные этнографические музеи. Во всем мире, воплотив эту; идею, можно зарабатывать честные деньги. Но это всего лишь фантазии стороннего наблюдателя. Кстати, подобный вид бизнеса находит применение в некоторых странах, где аборигены сознательно сохраняют свою первобытность, демонстрируя ее — естественно, не бесплатно — любопытным туристам. Но там первобытность обусловлена удаленностью от цивилизации, достижения которой стали известны этим аборигенам лишь, в последнее время.

назад::далее::содержание

на верх страницы::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования