Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Достопримечательности Старого Крыма


Средневековый монастырь Сурб-Хач
центр армянской духовности в Крыму

В первой половине XVIII века произошло какое-то сильное разрушение монастыря, что привело к его комплексной вторичной перестройке. В стену центрального двора монастыря вмонтирована мраморная плита со следующей надписью: «Милостью Божией монастырь Сурб-Хач вторично возобновлен великолепно, а также и храм, и наружные дворы с окружающими стенами; он — престол всего нашего народа григорианского вероисповедания на острове, т. е., Кафы, Карасу, Бахчисарая, Геозлу, всех сел с Каушанами (и) притом с Румелией общее название завоеванных в ХIV-ХVI веках турками-османами балканских стран. конца XVI до XIX веках — турецкая провинция с центром в Софии, - прим. сост.), коих мужи и жены, побуждаемые благочестивым рвением любви и милосердием, содействовали сему во времена епархиального начальника острова архиепископа Адама, ученика Иоанна, патриарха Константинопольского из города Багеша. Он был радетелем и виновником перестройки, приложив много труда ради спасения души своей и предков. Год спасителя нашего 1751, лета армянской эры 1200».

Сурб-Хач: посвятительная плита
Мраморная плита с надписью в стене монастыря Сурб-Хач

Инициатора этой надписи невозможно упрекнуть в лаконичности; зато сколько одновременно ценной информации для любителей и исследователей старины подарила эта плита: дата строительства, имена церковных правителей той поры, территория епархии, факт пожертвований на строительство монастыря со стороны прихожан.

При монастыре многие столетия, начиная с XIV века, работала духовная школа. И преподавали в школе не только богословие, здесь изучались и светские предметы: философия, география, математика, грамматика, риторика... Лучшие ученые из Армении и других стран приезжали в монастырь обучать учеников школы. Кроме того, школа являлась известнейшим очагом культуры: учеников не только учили рукописному делу и искусству художественной миниатюры, в разное время здесь жили и творили известные деятели армянской культуры. Среди них следует отметить переписчика и педагога Матера и его сыновей — мастеров книжной миниатюры Аветиса и Степаноса.

--

В одно время с ними творили художник и переписчик Григор Сукиасанц, миниатюристы Киракос и Аракел. Для армянских переселенцев вообще характерно стремление к образованию и культуре. В крымских армянских центрах, которыми были в ХIII-ХVIII веках Кафа, Сурхат (армянское название средневекового Старого Крыма) и Судак, открывались школы, основывались скриптории — мастерские рукописной книги, украшавшейся миниатюрами. Еще до создания монастыря Натер, его сыновья Аветис и Степанос, а также Григор Сукиасанц и Киракос в сурхатском скриптории создавали настоящие рукописные жемчужины. Свою работу они затем продолжили в монастыре Сурб-Хая совмещая ее с педагогической работой в монастырской школе.

Многие армянские крымские рукописи были сохранены. Они были вывезены армянами при переселении и хранились долгие годы в Новой Нахичеване, как у частных лиц, так и в построенных там армянских храмах. Свыше 340 старинных рукописей уже в годы Советской власти были переданы в Ереван, в Матенадаран. Крымские армянские рукописи украшенные миниатюрами, находятся в других коллекциях: в Вене, Венеции, Иерусалиме. Наиболее ранними считаются сурхатские рукописи с миниатюрами, относящиеся к началу XIV века. В XV веке в монастыре работает педагог и календаровед Акоп Крымеци, ритор Саркис. В более поздние времена здесь преподавали и творили поэты Степанос Тохатеци, Хачатур Кафаэци, Габриэл и многие другие.


Поиск по сайту Киммерия


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования