Старый Крым на портале Киммерия


----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Старый Крым - город музеев


Музей санатория "Старый Крым"

Немногие учреждения могут похвалиться тем, что имеют свои, ведомственные историко-краеведческие музеи. В лучшем случае, вам покажут экспозиции, посвященные истории самого учреждения или предприятия. А вот в санатории «Старый Крым» такой музей имеется, и под его экспонаты, которые объединены своей тематикой, выделено несколько комнат. Музей возник благодаря энтузиазму и беспокойной натуре этого интересного человека Евгения Вениаминовича Панина.

Пациенты санатория имеют необычную возможность соединить отдых и лечение своего здоровья со знакомством с богатейшей историей этого края, подкрепленной подлинными археологическими находками и другими материалами, имеющими отношение к Старому Крыму. Возрастной диапазон экспонатов этого музея огромен: от каменных орудий первобытных людей до различных материалов, характеризующих уже наше время. И по каждому экспонату посетители музея могут получить квалифицированную информацию: к какой эпохе он принадлежит, из чего изготовлен, для чего был предназначен, где и когда был обнаружен.

Вот каменные орудия труда, принадлежащие первобытным людям: кремневые ножи, скребки, наконечники стрел. Их внешний вид настолько свеж, что кажется, будто вчера их обработали и отшлифовали. На самом же деле эти экспонаты рождены еще в эпоху неолита — им более 5 тыс. лет. Обнаружены эти архидревние орудия труда сразу же за Агармышом: возле сел Кринички и Приветное, а также в Новопокровке. Эти находки убедительно подтверждают факт обитания древних людей в этом регионе. Кстати, создание таких орудий труда требовало особого мастерства, соединяющего в себе навыки камнетеса, ювелира, шлифовальщика — камень ведь хрупкий материал. И если другие старинные предметы можно подделать, — любителей подобной исторической фальсификации достаточно, — то первобытные изделия из кремния подделке не поддаются: технология отщепов утрачена.

Очередная группа экспонатов более молода, если это слово применимо к предметам, изготовленным задолго до нашей эры. К эпохе тавров и скифов относятся серьги, подвески и другие украшения, конская сбруя; древнегреческая керамика напоминает о пребывании на старокрымских землях первого цивилизованного народа.

Аланам — одному из сарматских племен — принадлежат многочисленная и разнообразная упряжь (стремена, удила), топоры, ножи, наконечники стрел, зеркала, амулеты, кресала. Их появление в Крыму ученые относят к первым векам нашей эры, а последнее письменное упоминание об аланах встречается у арабских историков и путешественников XIII века, которые фиксируют проживание этого народа именно на территории Солхата. Есть в музее одно надгробие со смешанной символикой — сарматской и христианской. Пока никто не может определить его принадлежность, ведь центральное изображение — крест, из нижней части которого в разные стороны расходятся три луча — раньше нигде не встречалось и не объяснялось. В литературе три луча на надгробии находят следующее объяснение: «патриарх умер». Но в единой комбинации с крестом аналогий не имеется. Это надгробие — еще один ребус для историков.

Представлены в музее различные экспонаты, относящиеся к римским и поздневизантийским эпохам и культурам — все они тоже обнаружены в старокрымской земле.

--

Основу же музейного богатства составляют материалы периодов Золотой Орды и Крымского ханства: многочисленные надгробия разных размеров, форм, орнаментации; оружие — топоры, булавы, наконечники стрел; посуда — блюда, чашки, кувшины; зеркала и женские украшения; разнообразная конская сбруя; кальян. Интересно приспособлении из дерева для снятия сапог, секрет предназначения которого экскурсовод предлагает разгадать посетителям музея, и редко кому это удается сделать.

Многие археологические находки продолжают поступать в музей, и для спасения их от ржавчины и придания им «товарного» вида оборудован мини-реставрационный уголок. Металлические находки целый месяц находятся в ванной с дистиллированной водой, которая меняется каждые 2-3 дня — так происходит выщелачивание экспонатов. Нейтрализованные и очищенные предметы высушиваются, а затем консервируются — покрываются скипидарно-восковым составом или спиртовым раствором танина. Возможно, профессиональные реставраторы улыбнутся, прочтя об этих аматорских технологиях, но они эффективны, хотя и очень трудоемки.

Отдельно экспонируются редкие и необычные минералы, собранные на Агармыше и Карадаге, возле Керчи и на пляжах юго-восточного Крыма. Многие из них рождены в результате вулканической деятельности, которая, в союзе с другими силами природы, придала этим камням разнообразный окрас и причудливые срормы. Половину стены занимают камни со сквозными отверстиями — их именуют «куриный Бог», и, по поверью, такие камни приносят удачу тому, кто их нашел. Эту экспозицию можно назвать «коллекция удач».

Старый Крым без Грина — немыслим, поэтому неудивительно присутствие в музее санатория разных изданий произведений Грина, его фотографий и иллюстраций к его книгам. Достаточно широко представлены работы исследователей его биографии и его творчества.

Отдельная экспозиция посвящена литературе о Старом Крыме: легендам, путеводителям, стихам, результатам исследований местных древностей.

В отдельной комнате находятся экспонаты, рассказывающие об истории создания и развития самого санатория «Старый Крым»: различные приказы, грамоты, вымпелы, старое медицинское и кабинетное оборудование, фотографии ветеранов санатория. И, конечно же, фотографии и научные работы человека, сотрудничеством с которым гордились, гордятся и будут гордиться в этом коллективе. Читатель, наверное, уже догадался, что речь идет об уникальном человеке — академике Николае Михайловиче Амосове, который многие годы здесь находился в длительных научно-практических командировках.

Музейные коллекции постоянно пополняются. И, прежде чем попасть на свои экспозиционные места, новые экспонаты какое-то время находятся на рабочем столе главного врача санатория, заряжая его положительной энергетикой, которой так богат Старый Крым.

на верх страницы::Музейный комплекс::Старый Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Старый Крым: коротко о главном
Старый Крым: схема туриста

Старый Крым - город-курорт

Природные условия и климат
Легенды Гриновской тропы
Горные и лесные массивы
Санаторий "Старый Крым"

Старый Крым - старинный город

История города Старый Крым
Двадцать две версии имени
Солхат :: Крым :: Левкополь

Старый Крым - город музеев

Музейный комплекс города
Литературно-художественный
Дом-музей А. С. Грина
Дом-музей К. Паустовского
Музей культуры и быта татар
Музей истории и краеведения
Музей школы-гимназии №1

Памятные места Старого Крыма

Мемориальный комплекс
Средневековая церковь
Мечеть султана Бейбарса
Мечеть Узбека и медресе
Мечеть Куршум-Джами
Развалины караван-сарая
Источник св. Пантелеймона
Старокрымское кладбище, в т.ч.
---могила Александра Грина
---могила Юлии Друниной

В окрестностях Старого Крыма

Монастырь Сурб-Хач, в т.ч.
---история создания обители
---об отцах-основателях
---монастырская трапезная
---духовность и просвещение
---закат славы монастыря
---восстановление обители
---современное состояние
---будущее монастыря

Монастырь Сурб-Степанос, в т.ч.
---возвращение имени
---в густой тени соседа

 


© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования