----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Курортный посёлок Коктебель


Дом-музей М. А. Волошина
мемориальная мастерская

назад::далее

После окончательного установления советской власти в Крыму, когда, по словам Волошина, "утихла буря, догорел пожар", в Коктебеле снова налаживается курортная жизнь, прерванная событиями революции и гражданской войны. Большую роль в этом сыграл Максимилиан Волошин и его гости, снова потянувшиеся в Коктебель. "После перерыва, - отметила феодосийская газета "Рабочий" за 18 августа 1923 года, - вызванного гражданской войной, Коктебель впервые в этом году привлёк северян, соскучившихся по солнцу в дождливой Москве. Но до былого оживления ещё далеко. Много дач зияют выбитыми стёклами и провалившимися крышами, на уцелевших же дачах отсутствует обстановка: нет почтового отделения, телефона, врача, аптеки. Немногие представители литературно-артистического мира группируются на даче известного поэта Максимилиана Волошина, объединённые вокруг его личности, его поэзии, великолепной библиотеки и редкого собрания акварелей. В этом доме протекает своеобразная жизнь".

Мемориальный уголок дома-музея М. А. Волошина в Коктебеле - гостиная "Таиах"

Уже в 1924 году в Доме Поэта побывало около трёхсот человек, в том числе А. Белый, В. Брюсов, К. Богаевский, Л. Гроссман, А. Глоба, В. Инбер, Л. Кандауров, К. Костенко, Е. Ланн, А. Остроумова-Лебедева, А. Соболь, Н. Чуковский, М. Шаронов, Г. Шенгели, С. Шервинский, Б. Ярхо.

Поэтический и творческий центр Дома Поэта, его "святая святых" - мемориальная Мастерская Максимилиана Волошина:

Всей грудью к морю, прямо на восток
Обращена, как церковь, мастерская.
И снова человеческий поток
Сквозь дверь её течёт, не иссякая.

Мастерская производила впечатление уюта и художественной красоты, - вспоминала А. П. Остроумова-Лебедева. - А когда она наполнялась народом разного пола и возраста, в ярких летних костюмах, когда на полу, на ковре располагалась молодёжь и вся лестница доверху была усеяна людьми, и антресоли темнели от голов, - тогда мастерская представляла живописное зрелище".

Высокие створчатые окна, украшенные стилизованным орнаментом - розой с шестнадцатью лепестками, сориентированы в пространстве таким образом, чтобы из середины помещения видеть сразу всю панораму Коктебельского залива: от отрогов Кучук-Янышар на востоке до горы Кок-Кая, с так называемым "профилем Волошина", замыкающей бухту с запада.

Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога...
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.

Слева от входа находится "каюта Таиах", внутри которой между двумя диванами с широкими спинками загадочно улыбается скульптурный портрет древнеегипетской царицы Таиах, являющейся своеобразным "духом-хранителем" Дома Поэта. Со скульптурой связана красивая и романтическая история первой любви поэта. Посетив вместе с Сабашниковой в 1904 году в Париже музей восточного искусства Гимэ, Волошин был поражён сходством облика Маргариты со скульптурным изображением древнеегипетской царицы Тии (Таиах), супруги фараона 18-ой династии Аменхотепа Третьего (15-й век до нашей эры) и матери знаменитого религиозного реформатора древнего Египта - фараона Эхнатона. Сходство так поразило поэта, что в дневнике он записал: "Королева Таиах... Она похожа на Вас. Я подходил близко. И когда лицо моё приблизилось, мне показалось, что губы её шевелятся, я ощутил губами холодный мрамор и глубокое потрясение. Сходство громадно".

- египет горящие туры киев -

Несколько позднее Волошин посвятил ряд лирических стихотворений царевне Таиах, которая в его сознании слилась с Маргаритой Сабашниковой. Современники также называли её царевной, за утончённую и хрупкую красоту.

Не царевич я, похожий
На него - я был иной.
Ты ведь знаешь, я - прохожий,
Близкий всем, всему чужой.

Мы друг друга не забудем,
И, целуя дольний прах,
Понесу я сказку людям
О царевне Таиах.

"Эти стихи, - вспоминала Марина Цветаева, - я слушала с двойной болью: оставленной и уходящего, нет, ещё третьей болью: оставшейся в стороне: не мне! А эту царевну Таиах воочию вскоре увидела в мастерской Макса в Коктебеле: огромное каменное египетское улыбающееся женское лицо, в память которого и была названа та, мне неизвестная, любимая и оставленная земная женщина". В 1905 году в Берлине Волошин приобрёл слепок с этого скульптурного изображения, который сначала находился в парижском ателье поэта, а затем переехал в Коктебель. После последнего расставания Максимилиана и Маргариты это скульптурное изображение напоминало поэту его "царевну Таиах".

В Мастерской собрано немало интересных и забавных вещиц, привезённых поэтом из многочисленных заграничных путешествий. Они были связаны с самыми разнообразными воспоминаниями: о людях, станах, событиях. Как заметила Марина Цветаева, здесь находились "...чуда и дива из всех Максиных путешествий - скромные ежедневные чуда тех стран, где жил: баскский нож, бретонская чашка, самаркандские чётки, севильские кастаньеты - чужой обиход, в своей стране делающийся чудом, - но не только людской обиход, и морской, и лесной, и горный, - куст белых кораллов, морская окаменелость, связка фазаньих перьев...".

назад::далее

на верх страницы::Коктебель курорт::на главную


Поиск по сайту Киммерия


 

Коктебель

Курортный посёлок Коктебель
Что значит слово "Коктебель"?
Имя: Коктебель или Планерское?
Чем интересен отдых в Коктебеле?
Пляжи Коктебеля и окрестностей
Коктебельские вина и коньяки

Природа Коктебеля
Чем интересен Кара-Даг?
Что видно на Кара-Даге?
Голубой залив

История Коктебеля
Коктебель на заре истории
На перекрёстке культур
Коктебель в конце 19-го века
Коктебель в начале 20-го века

Максимилиан Волошин

На стыке двух столетий
Обаяние эпохи "Серебряного века"
Певец Киммерии и Коктебеля

Поэт-первооткрыватель Киммерии
Киммерийские миражи

Дом Поэта - Дом творчества

Осколок "Серебряного века"
От Дома Поэта к Дому творчества
Мемориальная мастерская
Библиотека Макса Волошина

Алексей Николаевич Толстой
Николай Степанович Гумилёв
Е. Дмитриева
(Черубина де Габриак)
Марина Ивановна Цветаева
Осип Эмильевич Мандельштам
Всеволод Рождественский
Мария Степановна Волошина




© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования