----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Литературная критика творчества Александра Грина


Поэзия и проза Александра Грина
На повороте часть 8

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10

Жить в состоянии творческой раздвоенности, когда «проза» жизни и «поэзия» творчества враждебны друг другу, невозможно. Несколько выходов предоставлялось писателю: стать поставщиком развлекательной литературы и третьестепенной важности литературным ремесленником, перепевать себя самого и создавать все новые и новые варианты в ограниченном наборе или, наконец, извести себя на сатирические пустяки. Это — если бы Грин не обладал редкостным талантом и незаурядной творческой личностью, отличительной особенностью которой была неистощимая и богатая фантазия. И большой заслугой Грина было то, что он остановил распад собственного творчества, чисто художническим путем преодолев кризис, подавил в себе мелкую, недостойную писателя: злость на историю.

Здесь надо иметь в виду и вот какое еще обстоятельство. В действительно художественных, не скороспелых или «тезисных» произведениях Грин всегда объективное — в силу вступает логика искусства, которая ведет бой с предубежденностью писателя и теснит ее, подчас побеждая. Творчество для Грина — главный способ личного существования, оно же — основное средство исцеления от всех болезней и бед. У него, романтика, тонкого ценителя прекрасного, был некий «эстетический фильтр», который сам собою отсеивал безобразное от крупиц красоты, и тогда действительно прекрасное совпадало с действительной правдой жизни.

Грин, как Лорх из рассказа «Борьба со смертью» («Свободный журнал», 1918, № 2), жил в доме на краю пропасти, и ему грозила писательская смерть, как Лорху физическая гибель. «Тогда, решив продолжать жить, он тщательно привел мысли в порядок и понял, что самое главное — побороть слабость» (4, 209). Лорх начал с того, что ударил себя ножом в бедро, резкая боль вызвала тревогу сердцебиения, «ярость сопротивления» дала его душе «порывистую энергию».

Действительно так: герои его рассказов 1918 года решают вопрос «быть или не быть» в буквальном смысле. В рассказе «Клубный арап» («Огонек», 1918, № 1) Юнг играет на время; он хочет выиграть прошлое (пять лет и два месяца), действие происходит осенью 1917 года в Петрограде, 23-го числа. По воспоминаниям Н. Н. Грин, Александр Степанович все знаменательные дни своей жизни «приурочивал к цифре «23», которую считал для себя счастливой: 23.VIII. 1880 г. — его рождение; 23.УП. 1896 г. - отъезд в Одессу; 23.111. 1900 г. - на Урал; 23.Х1. 1894 г. по новому стилю родилась я. А. С. говорил: «Значит, ты судьбою была мне назначена». 23.11. 1921 г. по старому стилю мы с ним поженились» (Воспоминания об Александре Грине. Лениздат, 1972, с. 394). Значит, в рассказе есть нечто автобиографическое. Юнг проигрывает; играет еще (десять лет и четыре месяца) и проигрывает все, жизнь. Играть на прошлое — значит проигрывать. Это Грин понимал. В юмористической сценке «Как я был царем. История царя А. С. Грина» он весело смеется над навсегда ушедшим прошлым России, смеется с «высоты детства».

«В старину (это происходило в 1899 г.) помазание и выбор царя на его должность происходили просто и скоро. Взяв палку, кандидаты перехватывали ее руками, и тот, чья ладонь покрывала верхний конец, оказывался могущественным властелином какой-то державы, в которой, однако же, еще ни один царь не избег порки». Если он разбил окно, «бесстыдно унижали его царский сан пониже спины». Царь сидел на крышке выгребной ямы и, заглядевшись на Соню — Марью-Царевну, упал, разбив нос, а потом хозяйка Жар-птицы, колченогой Пеструшки, устроила настоящий погром, поколотив и царя. „За что же? Я сидел на помойной яме... Где вы, братья-императоры! Посмотрите на мои царские слезы! После всего этого ты, читатель, думаешь ли, что быть царем выгодно? Грязное это дело. Скорее к маме..."» («Бич», 1918, №47).

К будущему надо устремлять свои поиски. Герой рассказа «Преступление Отпавшего Листа» («Огонек», 1918, № 3) — «человек с мертвой душой», ее убил яд злых впечатлений. «Эпоха изобиловала ими. Беспрерывный их ряд в грубой схеме возможно выразить так: тоска, тягость, насилие, кровь, смерть, трупы, отчаяние. Дух, содрогаясь, пресытился ими, огрубел и умер — стал трупом всему волнению жизни» (4, 225). Этот «ряд» свойствен и самому Грину. Но таких людей много. «Их путь требовал воскрешения». И Грин, подобно магу Рануму, свою «нематериальную силу» таланта хочет употребить для воскрешения душ: «он умрет, не узнав радости воскресения. Это — тягчайшее из злодейств, мыслимых на земле. Я не дам совершиться этому» (4, 228). Художник должен восстать «против смерти духа».

В рассказе «Веселый мертвец» («Вместо книги», 1918, № 1) уже в реальном плане показан купец, который хохочет над собственным надгробием и умирает от хохота, слова «лютую смерть ты принял» оказываются пророческими: купец, у которого разве что и было «духовного», так это, как «в Московском ресторане зеркала бил». Постепенно вновь возникает тема идеального искусства, которое может дарить человеку мгновенное озарение, «смысл которого был бы откровением смысла всего» («Сила непостижимого». —«Огонек», 1917, № 8).

--

И вновь, наконец-то, после долгого отсутствия появляются живые люди в рассказах Грина, те самые, что мало рассуждают и активно действуют, идут к цели, любят и ненавидят, то есть живут, живут десятикратным, по сравнению с реальностью, напряжением, как это принято в Зурбагане и Лиссе (и разговор их, острый и блестящий, похож на словесный поединок).

В начале августа 1918 года появился феерический рассказ «Вперед и назад» («Честное слово», 1918, № 1 и 2). Ветер «бешеный скороход» «несет тучи степной пыли, бабочек, лепестки цветов; прохладные, краткие, как поцелуи, дожди, холод далеких водопадов, зной каменистых почв, дикие ароматы девственного леса и тоску о неведомом» (4, 236). Начинается интенсивная жизнь. «Огромная ночь пустыни сияла цветными звездами, большими, как глаза, на ужас и красоту» (4, 237). Трое — Нэф, «крепкий, прямой, нервный человек», Пак, «тугой и медлительный к новизне», и Хин, «одушевленный гроб», идут на поиски золота и счастья. «Нас будет рвать на куски судьба, но мы перешагнем через ее труп. Там глухо: леса, тьма, враги и звери: не на кого там оглянуться. Золото залегло в камне. Если хотите, чтобы ваши руки засветились закатом, как глаза, а мир лежал в кошельке — не кряхтите» (4, 238). Это говорит Нэф, и он единственный выходит победителем в схватке с судьбой. Самым подлым оказывается Пак, который «шел из любви к будущему своему капиталу» (4, 239).

Счастлив дерзающий до конца, духовно сильный человек, опровергающий обстоятельства. В самом стиле рассказа намечается та устремленность к духовному (например: «у окна, только что вымытого Неррой до блеска чистой души»), которая в недалеком будущем станет столь характерной для писателя. В рассказе «Стреляющие прически» («Честное слово», 1918, № 5), который он перепечатает в 1919 году в журнале «Пламя» под названием «Выдумка парикмахера» (№ 39), Грин в традициях романтической сатиры создает «город Сквернан, в Растеряле, в Средней Болотии», известный своим пристрастием к моде на все военное, — первый вариант Каперны из «Алых парусов».

на верх страницы::литературная критика::музей грина::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Александр Грин: коротко о главном

Залы музея Александра Грина

Каюта странствий - юность Грина

Клиперная - начало пути писателя

Ростральная - "Алые паруса"

Каюта капитана - Грин в Феодосии

Последняя повесть писателя

Корабельная библиотека::01::02

Музейная деятельность

Фильмография

Выставочная деятельность




© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования