----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Литературная критика творчества Александра Грина


Поэзия и проза Александра Грина
"Реальные" рассказы часть 7

01::02::03::04::05::06::07

Например, напечатанный в журнале «Солнце России» рассказ «Балкон» (1912, № 243) показывает, какой близкой, совсем рядом с человеком, может оказаться мечта. Романтически настроенный молодой человек Григорий, думающий о «жизни высшего порядка» и награждающий званием обывателя всех направо и налево, убеждается, что его друг Петлин, с которым они «романтически» поют под освещенным окном, по-настоящему счастлив и по-настоящему любим... собственной женой.

«Он задумался, улыбнулся, а я, чтобы чем-нибудь сорвать раздражение, бросил в него гребенкой, но не попал и испортил себе имущества на тридцать копеек, так как гребешок треснул»,— Грин мягко подшучивает над незадачливым романтиком, Очень характерен в этом отношении «Рассказ о странной судьбе» («Неделя „Современного слова"»,, 1912, №243).

«Молодой человек с деловым и сухим лицом» (так обозначает Грин антипатичных ему героев) рассказывает о встрече с бывшим половым, неким Митькой в самарском ресторане «Порт-Артур». Митька сообщил ему историю своей карьеры, которую сделал, как он считает, с помощью революции: знакомство с рабочими-революционерами, тюрьма, чтение книг, стал провокатором и агентом охранки, облапошил богатую дуру на 20 тысяч, побывал за границей, выгодно женился на старухе, теперь владеет двумя трактирами и сырной лавкой.

Дальше идет авторское, на первый взгляд, никакого отношения ни к рассказ}'' молодого человека, ни к карьере Митьки, не имеющее.

«Я уже не слышал его. Простая, убедительная речь умного человека увлекла меня, как всегда, в мир грез, чуждых жизни и Митьке.

Я видел в лунном свете глухую пустыню и много» теней. Маленькие, черные тени скользили, припадая, за песчаными буграми, опущенные хвосты их вертелись меж задних ног, а морды смотрели жадно и осторожно. Это пробирались шакалы.

Чей труп привлекал их? Для этого надо было посмотреть с вершины горы, тогда у черной впадины водопоев ясно был виден скорченный труп охотника и маленькие тени вокруг.

Как сказал Соломон: «Живому псу лучше, чем мертвому льву» (с. 2076).

«В мир грез, чуждых жизни и Митьке»? Но это не так. Митька входит в этот мир шакалом. Последняя фраза поэтому не обескураживает, несмотря на видимый ее объективизм: шакалы остаются шакалами, лев — львом. Легко увидеть шакалов. И надо смотреть с высокой горы, чтобы увидеть человека — мертвого человека.

Уделив довольно большое внимание реальным рассказам Грина, мы вовсе не стремились на основании этого вывести заключение о реализме писателя — реальные рассказы, взятые отдельно, не создают о Грине целостного представления, они вторичны по отношению к основным, идеальным рассказам. Однако нельзя считать их лишь заготовками, моделями, черновыми набросками основного, так же, с другой стороны, как и обособлять от них идеального Грина.

Гораздо правильнее смотреть на эти два потока как на внешнее выражение основной задачи его творчества — поиски путей претворения прозы в поэзию; без этого нельзя было в полной мере изобразить ни мир поэзии, ни мир прозы; отсюда затянувшиеся поиски метода.

--

Мы видели, сколько вариантов перепробовал Грин, не удовлетворившись ни одним. Пока герои его реальных произведений тосковали, томились неосознанной жаждой необычайного, «линии», чуда, или просто, без видимых причин, без вины гибли, словно таяли, бесцельно, бессмысленно, или кричали: «И водочки!», приобщаясь к наглому, жрущему племени мещан,— идеальные герои, оседлан коня, неслись навстречу грозящей опасности, бестрепетно посылая пулю навстречу врагу, жадно впивали распахнутый настежь разноцветный мир, готовы были погибнуть за любовь, потому что и любили, и ненавидели полной мерой. Они жили бескомпромиссной жизнью. По цель т было не видеть, что лежит между этими двумя мирами: первый был — всего лишь! — действительностью, второй воображением.

Но вот настало время, когда идти но двум различным путям стало невозможно; тогда рухнул мир поэзии, и Грин расшвырял его обломки но реальным дорогам жизни.

на верх страницы::литературная критика::музей грина::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Александр Грин: коротко о главном

Залы музея Александра Грина

Каюта странствий - юность Грина

Клиперная - начало пути писателя

Ростральная - "Алые паруса"

Каюта капитана - Грин в Феодосии

Последняя повесть писателя

Корабельная библиотека::01::02

Музейная деятельность

Фильмография

Выставочная деятельность




© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования