----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Литературная критика творчества Александра Грина


Поэзия и проза Александра Грина
"Идеальные" рассказы часть 3

01::02::03::04::05::06

В рассказе «Воздушный корабль» Степанов говорил про «органическую цельность здоровой психики и красоту примитива» (1,275). В рассказе «Штурман „Четырех ветров"» Грин пугает кичащегося своей мнимой сложностью мещанина: будоража ночь, отчаянно веселый бродяга-матрос издевается над серым прозябанием обывателей горожан, призывая к жизни, полной приключений: «Видали вы небо, под которым хочется хохотать с зари до зари, как будто ангелы щекочут в вашем носу концами своих крыльев? А леса, перед которыми ваши цветники — вроде огородной гряды перед облаками на накате?» (1, 281).

«Остров Рено», который сам Грин считал первым своим рассказом, развивает мотив разрыва с этим миром. С ухода, бегства Грин начинал первые рассказы, сейчас — разрыв. Во имя чего бежит с клипера на чудесный остров Рено матрос Тарт и предпочитает погибнуть, но не вернуться? «Я три года болтался на вашей плавучей скорлупе. Я жить хочу, а не служить родине! Как? Я должен убивать лучшие годы потому, что есть несколько миллионов, подобно тебе? Каждый за себя, братец!» (1,270 — 271). Так говорит озлобленный преследованиями Тарт. Совпадает ли его позиция с авторской? Посмотрим на лейтмотивные образы-символы Грина.

Тонет в непроницаемом мраке клипер. Слушает «певучую тишину леса» Тарт, «музыка тишины» проникает и пего — «тихая улыбка осталась в его лице», и, «окрыляя живую тишину света», проносится его ликующий крик: «маленький рай дикого острова» позволил ему увидеть себя «таким, как в часы мечтаний, на склоне пустынных холмов, перед лицом вечерней зари». Ночью вокруг него «темная звездная тишина».

А для матросов-охотников на безлюдном острове царит «жуткая, полуденная тишина» — они чужие красоте и жизни острова. «Тишина света» — знак идеала, Тарт соприкоснулся с ним и преобразился. «Трепеща от вспыхнувшей любви к миру» (1,258), он стал человеком. Он достиг рая и защищает его с оружием в руках. Следовательно, кроме вызывающего индивидуализма есть нечто значительно большее: поэзия жизни.

Чем заполнено последнее мгновение жизни Тарта? «И все перешло в сон. Сверкнули тонкие водопады; розовый гранит, блестя влагой, отразил их падение; бархатная прелесть луга протянулась к черным корням раскаленных, как маленькие горны, деревьев». А в это время сверкают «красные огоньки выстрелов и новая тупая боль удар за ударом бьет тело, лежащее навзничь» (1,271).

За попытку отбросить мотыку — смерть, «холодное сердце земли» безжалостно мстит тому, кто захотел укрыться в прекрасной стране, где «дремлют деревья в лазурном огне в гирляндах зеленых лиан». Противоречие мечты и действительности носит у Грина трагический характер — оно пахнет смертью.

В самом деле, смерть — непременная гостья его заглавных рассказов на протяжении ряда лет, в принципе вплоть до «Алых парусов», где впервые «мотыка» и «прекрасная страна» перестанут при соприкосновении излучать смерть, где союзом Ассоль и Грэя Грин скажет новое слово в своей борьбе за человеческую личность и мечту. Но до «Алых парусов» трагическое для Грина противоречие так и не было преодолено.

--

Почему Грин не захотел завершить «Остров Рено» идиллически? Идиллия снизила бы замысел рассказа. Ведь Грин никогда не писал просто красивых картинок, не выносил олеографичности, в любом его рассказе бьется, трепещет нерв времени. Он проверяет возможности человека, рассказывает, каким он может быть, прибегая с этой целью к весьма условным, порой эксцентричным формам повествования. Характерно, что первые рецензенты «Острова Рено» увидели в нем прежде всего современность (нам это удаётся труднее), экзотическая форма не загипнотизировала их.

«Превосходный тропический пейзаж, втягивающий вас в свой безумный пьянительный мир, говорит, что это могло быть: мы понимаем душу Тарта, понимаем, как затянула его новая жизнь, беспредельная, неподвижная и стремительная» (1,459),— писал Горнфельд в «Русском богатстве», подчеркнув, что конкретные бытовые детали «переносят рассказанное из мира фантастики в мир действительности. Новой жизни ищет Тарт. Все герои Грина ищут...»

Другой критик, Л. Войтоловский, еще более прям: «Может быть, этот воздух совсем не тропический, но это новый, особый воздух, которым дышит вся современность,— тревожная, душная, напряженная и бессильная» (1,459).

Оба критика одновременно увидели главное у Грина: стремление его героя к новым формам жизни и трагическую невозможность личности достигнуть этого в одиночку — ведь так объективно получается в рассказе. Но исключительно эстетический план без подкрепления социальным анализом не позволил самому писателю понять это. Впрочем, повторяем, в таком случае перед нами был бы другой писатель.

на верх страницы::литературная критика::музей грина::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Александр Грин: коротко о главном

Залы музея Александра Грина

Каюта странствий - юность Грина

Клиперная - начало пути писателя

Ростральная - "Алые паруса"

Каюта капитана - Грин в Феодосии

Последняя повесть писателя

Корабельная библиотека::01::02

Музейная деятельность

Фильмография

Выставочная деятельность




© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования