----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Словарь имён, географических названий, терминов
Пещерные - Санкирь

«Пещерные города» Крыма – развалины городов, крепостей, монастырей, расположенные в юго-западной части Крымского полуострова, вблизи долин рек Альма, Кача, Бельбек, Чёрная, на возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор – на плато столовых гор и скалистых мысах. На территории «пещерных городов» находятся вырубленные в толще мягких известняковых пород различные по своему назначению помещения. Возникли в эпоху средневековья. Самые большие по площади «пещерные города» - это города: Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале. Крепости: Бакла, Тепе-Кермен, Сюреньское укрепление, Кыз-Куле, Каламита. Монастыри: Успенский пещерный монастырь (ныне действующий), Качи-Кальон, Шулдан, Челтер-Мармара, Челтер-Коба, Инкерманский пещерный комплекс (монастыри Инкерманской долины) и другие.

Искусственные пещерные ансамбли Крыма, как и современные города – Симферополь, Бахчисарай, Инкерман и Севастополь, - расположены преимущественно вдоль древнего сухопутного пути, который вёл из степей Северного Причерноморья в Херсонес Таврический. Часть Внутренней гряды, на которой расположены «пещерные города», имеет протяжённость около 40 км. Название «пещерный город» - условное. В древоности многие пещерные сооружения Эски-Кермена, Мангуп-Кале и некоторых других «пещерных городов» находились в тесной связи с наземными зданиями, в настоящее время не сохранившимися.

Подбойная могила – вырытая в земле могила с нишей (подбоем), устроенной в боковой части могильной ямы. Тело умершего помещалось в нишу, которая закрывалась деревянной или каменной плитой, а могильная яма заполнялась землёй или камнями. Вероятно, это делалось с целью скрыть захоронения от грабителей. Захоронения в подбойных могилах были распространены на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в период с 4-го века до нашей эры по 8 век нашей эры. Захоронения этого типа характерны для сармат и для наследников традиций этого народа.

Пилон - столб, поддерживающий плоское перекрытие, элемент оформления портала.

Пилястр, итал. - плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Прописи - тонкие полоски краски в верхнем слое живописи, уточнявшие детали и придававшие изображению объем.

Позем - прорисовка складок одежды более светлыми полосами краски.

Придел - бесстолпная пристройка с южной или северной стороны храма, либо специально выделенная часть основного пространства храма с дополнительным алтарем внутри для отдельных богослужений. В православном храме особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, т. е. престол и жертвенник с принадлежностями и пр. Подобно главному алтарю, он отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею, клиросы и хоругви. Приделы устраиваются в более просторных храмах для того, чтобы в один день можно было в одном и том же храме совершить литургию дважды или трижды (смотря по числу приделов), так как на одном престоле литургия священнодействуется не больше одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен бывает к востоку, параллельно главному алтарю, несколько впереди его, или несколько позади, или по сторонам его, а не сбоку, в северную или южную сторону, что имеет место в церквах католических.

--

Протезис, от греч. - «предложение». В раннехристианский период - стол, на который члены общины складывали свои приношения для евхаристии. Примерно с IX в. так стали называть престол жертвенника, где совершалась проскомидия или приготовление хлеба и вина для Евхаристического Таинства. Ныне помещение для подготовки хлеба и вина в отдельном литургическом обряде проскомидии, совершаемом перед началом Евхаристии. Жертвенником также называется и сам столик, на котором совершается обряд проскомидии.

В раннее время, начиная с IV века, хлеб и вино для совершения евхаристии в константинопольской традиции приготовлялись в отдельном от храма небольшом здании — скевофилакии, а в Сирии — в пастофории, особой комнате внутри храма. К VIII в. в Константинополе приготовление хлеба и вина к литургии было уже существенно ритуализировано (первоначально приготовление сводилось только к отбору лучших хлебов и разбавлению водой наиболее качественного из принесенного народом вина; в VIII в. уже существовали особые молитвословия на приготовление Даров, а из литургийного хлеба особым образом вырезалась часть) — с этого времени византийская литургия немыслима без особого обряда протезиса.

В VIII в. и далее — по крайней мере, до 1204 г., — обряд протезиса в константинопольской Св. Софии происходил в скевофилакии. Однако с появлением обряда протезиса для него может выделяться особая ниша в наосе, чаще всего размещавшаяся к северу от алтаря. В XII–XIV вв. обряд протезиса подвергся окончательному усложнению и приобрел уже современную форму с использованием многих просфор и четкой фиксацией молитвословий над каждой из них. Важным изменением в отношении к обряду протезиса, укоренившемся к XIII в., стало запрещение совершать его диаконам; раньше его совершали именно они.

Итак, с XIII в. обряд протезиса уже воспринимается как особое необходимое священнодействие, символ жертвы, и поэтому он должен совершаться только священником, и поэтому же зона протезиса перемещается в алтарную часть — или непосредственно в алтарную апсиду, или в соединяющуюся с ней северную апсиду. Так протезис из объема внешнего по отношению к алтарю (действительно, Дары приносятся из протезиса в алтарь) становится частью алтарного пространства. Константинопольские храмы IX–XI вв. часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV в. три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в знакомые нам — алтарь (средняя апсида), протезис (русский «жертвенник» — северная апсида) и диаконник (южная апсида). К XIV–XV вв. устройство протезиса сформировалось окончательно.

Распалубка - выемка в своде над оконными проемами в виде сферического треугольника.

Регистр росписи - на стенах православных храмов росписи располагались горизонтальными группами. Например, в апсиде византийского храма верхний регистр занимал Деисус, средний - сцена Евхаристии, нижний - святители.

Рипида, греч. - изначально веер или опахало. Ныне золоченый круг с ликом шестикрылого серафима. Р. носят иподьяконы при архиерейском служе¬нии. На древних изображениях Р. часто можно видеть в руках ангелов, служащих Господу.

Руны - в герм, языках - «шепот», «тайна». Знаки и буквы древнегерманского магического алфавита «старший футарк»). Не его основе арианин Ульфила в IV в. создал алфавит, которым написан древнейший вариант Библии на готском языке.

Салтово-маяцкая или просто салтовская археологическая культура VIII -первой пол. X в. - название получила по месту открытия у ее. Салтово и Маяки на Харьковщине. Распространена в Подонье, Приазовье, на Северном Кавказе и в Таврике, на землях, находившихся в составе Хазарского каганата. В сложении СМК участвовали, кроме собственно хазар, аланы и праболгары. Последним принад¬лежал Таврический вариант СМК. Культура исчезает в середине X ст.

Санкирь - общий фоновый слой краски при изображении личного - выступающих из под одежды частей лица, рук, ног.

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования