----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Словарь имён, географических названий, терминов
Нартекс - Передняя

Нартекс или нарфик, греч. - он же притвор. Длинный узкий коридор вдоль западной, части храма. Иногда было два нартекса - внутренний и внешний (экзонартекс). Н. предназначен для стояния за Литургией оглашенных, готовящихся принять Святое Крещение, и кающихся, которые не могли участвовать в Божественной Литургии, а лишь слушали ее. притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр. В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено.

В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы. Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие обряды, в том числе и заупокойные молитвы.

--

Неаполь Скифский – главный город (3 век до нашей эры – 3 век нашей эры) государства поздних скифов. Остатки Неаполя Скифского находятся на юго-восточной окраине города Симферополя (Крым). Расцвет относится ко 2-му веку до нашей эры. Основное население составляли скифы. Жили в Неаполе также греки, сарматы, тавры. В 3-ем веке нашей эры Неаполь Скифский был разрушен, возможно, готами.

Никифор (около 758-829) – константинопольский патриарх (806-815), сторонник иконопочитания. Автор «Бревиария» («Краткой истории»), сравнительно небольшого исторического сочинения, написанного в период между 775 и 787 годами, излагающего события 602-769 годов. «Бревиарий» Никифора содержит ряд сведений, отсутствующих в «Хронографии» Феофана, в частности, в описании бегства Юстиниана-2 из Херсонеса в Дорос.

Никопея - иконографический образ Богоматери, на котором Она представлена в рост, держащей на груди Младенца Христа, заключенного в круг или полукруг. Икона была палладием Византийских императоров.

Одигитрия - чудотворный образ Богородицы, по церковному преданию, написанный евангелистом Лукой. Хранился в храме, расположенном в районе Одигон в Константинополе. Богородица представлена на нем держащей левой рукой Младенца Христа.

Омофор - здесь деталь одежды, особый плат, покрывающий голову и верхнюю часть туловища. Иначе нарямник - облачение, носимое на плечах; отличие архиерея. Это - длинный и широки плат, с изображениями креста, одеваемый поверх других архиерейских одежд и опускающийся одним концом спереди, другим сзади. Он изображает собою заблудшую овцу, которую добрый пастырь (Лук., XV, 4 - 7) возложил на плеча и принес в дом, что означает спасение Иисусом Христом рода человеческого. В западной церкви омофору соответствует паллиум, который там составляет принадлежность не каждого епископа. В древности тот и другой носили и другие названия: aureus clavus, chrisoclavum, aurifrigium. Ср. И. Мансветов, "Омофор" (в "Древностях Моск. Археол. Общ.", т. III).

Оранта - фигура человека с воздетыми в молитве руками. Чаще всего под Орантой понимают определенный иконографический образ Богородицы, олицетворяющей ежедневную молитву Церкви. Образ окончательно складывается к VI в. Ранее с IV в.) дева с поднятыми в молитве руками символизировала душу умершего. На Руси наиболее знаменитое изображение Оранты известно в конхе Софийского собора в Киеве XI в.).

Ориген, ок. 185-254 гг., древнехристианский богослов, автор более двух тысяч сочинений. Вел аскетическую жизнь. Во время гонений при Деции Траяне был заключен в тюрьму, где и обрел мученический венец.

Оссуарий – вместилище для человеческих костей, устроенное с целью погребения. К оссуариям относятся небольшие переносные объекты для одиночного захоронения (ларнак, пифос, урна), а также высеченные в скале помещения или постройки, сложенные из камня, для нескольких последовательных захоронений (камерная гробница, толос). Устройство оссуариев было широко распространено в первые века нашей эры в Иране и Средней Азии в среде зороастрийцев. Часто оссуарии предназначались для хранения (после выставления мёртвых тел на открытом воздухе по ортодоксальному зороастрийскому обряду) костей целых семей. оссуарий – слово латинского происхождения. Его среднеперсидским эквивалентом является астодон («хранилище костей»). Синонимами слова оссуарий являются костница, костотека.

Палатинский дворец - императорская резиденция в Риме на соответствующем холме.

Палица - 4-х угольный плат с изображением креста, носимый на бедре с правой стороны. В древние времена - принадлежность архиерейского облачения. Ныне дается как награда игуменам и протоиереям. В таинственном смысле означает духовный меч - Слово Божие, которым вооружается пастырь.

Передняя Азия (Западная Азия) – юго-западная часть Азии, состоящая из полуостровов Малая Азия, Аравийского и Синайского, а также примыкающих к ним территорий: Армянского и Иранского нагорий, Месопотамской низменности и Леванта (стран восточного побережья Средиземного моря).

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования