----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


О средневековом письменном памятнике
"Записка готского топарха"
путевые заметки на греческом языке

начало::02::03::04::окончание

В связи с гипотезой Н. И. Репникова
Материал этого раздела первоначально опубликован в сборнике ИИМК РАН (Харитонов, 2003)

А. А. Куник, русский историк и филолог, во второй половине 19 века писал: «Записку Готского Топарха, несмотря на её краткость, следует отнести к числу первостепенных источников не только для истории Крыма, но и вообще для древней истории России» (Куник, 1874, с. 61).

«Записка готского топарха» - загадочный средневековый письменный памятник, открытый в начале 19 века французским византинистом К. Б. Газе в рукописном сборнике, составленном на греческом языке, содержащим послания св. Василия Великого, Фаларида и св. Григория Назианзина. К. Б. Газе снабдил «Записку…» латинским переводом и издал её в Париже в 1819 году, в комментариях к сочинению византийского хрониста второй половины 10 века Льва Диакона (Диакон, 1819).

[«История» Льва Диакона была издана К. Б. Газе в Париже в 1819 году по поручению русского государственного деятеля, собирателя книг и рукописей графа Н. П. Румянцева. Вторично «История» Льва Диакона с комментариями К. Б. Газе, содержащими текст «Записки готского топарха» на греческом языке с параллельным латинским переводом, были издана в Бонне в 1828 году (Диакон, 1828)].

К. Б. Газе на основании палеографических данных датировал «Записку» концом 10 – началом 11 века. К. Б. Газе полагал, что родина «Записки» - Херсонес Таврический и что события, изложенные в «Записке», связаны с походом русского князя Владимира Первого в Крым, взятием русскими Херсона (Херсонеса Таврического) в 988 году, и что «Записка» составлена участником этих событий.

В России текст «Записки» на материале, изданном К. Б. Газе, был изучен Н. Ламбиным и А. А. Куником, пришедшими к убеждению в том, что место рождения исследуемого текста – не Херсонес, а область Готия, лежащая к востоку от Херсонеса Таврического (Ламбин, 1874; Куник, 1874). А. А. Куник на основании исторических данных датировал «Записку» серединой 10 века (Куник, 1874).

В дальнейшем текст «Записки» был исследован в России рядом учёных, в том числе Ф. Вестбергом, уточнившим с помощью астрономов В. Вислицениуса и Я. Зейбота дату одного из событий, изложенных в «Записке», по астрономическому указанию, содержащемуся в ней (Вестберг, 1909, 1910).

[с астрономом В. Вислицениусом, жившим в Страсбурге, Ф. Вестберг вёл интенсивную переписку. Другой астроном Я. Зейбот, в Пулково произвёл астрономические вычисления] и А. А. Васильевым, пришедшим к выводу о правильности определения К. Б. Газе и А. А. Куником последовательности событий, нашедших отражение в «Записке» (Васильев, 1936).

[«Записка готского топарха» была открыта К. Б. Газе в виде трёх фрагментов рукописного текста с множеством поправок на нескольких первоначально незаполненных страницах упомянутого сборника. По мнению К. Б. Газе, А. А. Куника, А. А. Васильева, тот фрагмент рукописного текста, который в «Записке» помещён первым, должен быть последним].

--

«Записка готского топарха» написана на греческом языке в виде путевых заметок. Повествование ведётся от первого лица. Имя автора неизвестно. Автор называет себя правителем Климатов - области, возможно, расположенной близко от Херсонеса Таврического.

[Наименование области «Климаты», как собственное географическое название, встречается в «Хронографии» Феофана и в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей». В «Хронографии» Феофана это название встречается вместе с названием крымского города Херсона (Феофан, 1883-1885). В указанном сочинении Константина Багрянородного, написанном в 948-952 годах, название «Климаты» фигурирует наряду с названием двух крымских городов – Херсона и Боспора (Константин Багрянородный, 1991).

По мнению А. А. Васильева, (различия) в написании этого названия на греческом языке смущать не должно, так как это обычное рукописное смешение двух греческих букв (Васильев, 1936). Х. Ф. Байер считает, что Климаты в Крыму тождественны тем областям, над которыми во время Константина Багрянородного или ещё ранее господствовали хазары. «Они (Климаты), - пишет Х.-Ф. Байер, - не раз меняли на протяжении веков своего властителя. Одной из них была Готия…» (Байер, 2001, с. 106)].

Н. И. Репников отождествил описанный в «Записке» город в области, именуемой «Климаты», с крымским «пещерным городом» Эски-Кермен (Репников, 1932а, 1932в).

Наряду с представлениями о «южно-крымской» локализации описанной в «Записке» области «Климаты», сторонниками которых являются К. Б. Газе (Диакон, 1828), Н. Ламбин (Ламбин, 1874), А. А. Куник (Куник, 1874), Ф. Вестберг (Вестберг, 1909, 1910), С. П. Шестаков (Шестаков, 1908), Ю. А. Кулаковский (Кулаковский, 1914), А. Л. Бертье-Делагард (Бертье-Делагард, 1919), Н. И. Репников (Репников, 1932а), В. А. Мошин (Мошин, 1933), А. А. Васильев (Васильев, 1936), Д. Л. Талис (Талис, 1958), О. И. Домбровский, О. А. Махнева (Домбровский, Махнева, 1973), Т. М. Фадеева (Фадеева, 1998).

Существуют другие гипотезы о месте расположения описанных в «Записке» Климатов: «восточно-крымская» гипотеза, связанная с представлениями о расположении Климатов на восточном берегу Крыма (Гедеонов, 1862), «северо-крымская» гипотеза, связанная с представлением о расположении Климатов в северной части Крыма (Сахаров, 1991), «нижнедунайская» гипотеза, связанная с представлениями о расположении Климатов в области нижнего течения реки Дунай (Васильевский, 1909; Милюков, 1897; Левченко, 1956; Артамонов, 1970; Божилов, 1979), «днепровская» гипотеза – близ порогов Днепра (Бурачков, 1877), «донская» - на реке Дон (Успенский, 1889), «бугская» - на реке Буг (Голубовский, 1884).

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования