----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Восточный Крым / к началу раздела


Старый Крым
Гриновская тропа в Коктебель

Так что же, в самом деле, могли подумать соседи о прилично одетом, необщительном пожилом человеке, который брал самодельный лук со стрелами и шел на речку охотиться? Замкнутый, непонятный, а то и враждебный обывателям, чуждый городку, который - придет время - только благодаря Грину и станет известным на весь мир, Александр Степанович ходил к морю в Коктебель. Он шел эти восемнадцать километров по удобной, но очень сложной для новичков и даже по сей день немноголюдной дороге. Бывали случаи, что с Гриновской тропы сбивались начинающие экскурсоводы, пару раз побывавшие в этом лесу и уже уверенные, что могут вести по нему группу. Туристы ничего не понимают, а гид вне себя от смущения и страха... Потом все дружно идут напролом и только к ночи выходят в Коктебель или в Щебетовку, чуть живые, но все равно довольные приключением.

Теперь по «Гриновской тропе» водят экскурсии. Сюда приезжают археологи, журналисты, люди искусства, ценители не только земных красот, но и той вечной красоты, что создается словом. Многие из тех, кто пошел по этой тропе, готовы сказать о себе словами Грина: «До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения».

Экскурсия начинается из Старого Крыма, посещением могилы Грина с бронзовой скульптурой «Бегущей по волнам». Однажды ее унесли, даже распилили и попытались сдать в пункт приема цветных металлов. Но вор был пойман, и скульптурка (правда, уже другая) опять украшает и освящает гриновское надгробие. После кладбища подходят к дому Грина, а оттуда идут на тропу, к источнику святого Пантелеймона. В начале IV столетия в Византии у наместника императора Максимилиана при дворе был врач Пантелеймон. В эпоху воинственного язычества он исцелял людей именем Христа, за что был казнен, а потом, как водилось, канонизирован. В Греции, на Афоне, сохраняются его нетленные мощи, и к ним стремится народ ради исцеления.

Дальнейший маршрут экскурсии точно восстановлен по запискам Грина и по старой болгарской карте. Переходим речку Бака-Таш (Лягушачий камень). На берегу ее два года назад обнаружили и вскрыли археологический объект, не обозначенный еще ни на одной карте. На этом месте была христианская деревня, в XIII-XIV веках в ней останавливались купцы и караванщики, следовавшие в Судак и Феодосию по Великому шелковому пути. Здесь могли жить болгары, армяне, греки...

Там же остались древние могильники (антропологи предполагают, что таврские), вскрытые грабителями много веков назад, тревожимые снова и снова. Остались только небольшие фрагменты черепов. Впереди видны поросшие лесом горы, а за поворотом дороги теряется Старый Крым. И когда с последней горы вдруг откроется кусочек залива с желтой полосой пляжа, рядом две деревушки и окраина Феодосии в дымке, невозможно не остановиться: вот с этого места Александр Степанович любил смотреть на свой фантастический и в то же время такой узнаваемый город Лисc...

--

Теперь войдем в настоящий, дремучий горный лес. Здесь можно бродить неделями - и не встретить человека, хоть и живем мы в маленьком Крыму, на перенаселенной планете третьего тысячелетия. Среди огромных, метров по тридцать, деревьев, нас не видно даже с вертолета! Впереди чаир - старая, заброшенная в лесу роща лесного орешника. Разведение чаиров началось еще в первобытную эпоху, когда люди охраняли в лесу полезные для них фруктовые деревья. Рядом вырастали сеянцы, и роща увеличивалась. Расти позволяли только деревьям с лучшими плодами - так сама собою проводилась селекция. В результате этой многовековой работы укоренялись огромные (до тысячи гектаров) участки леса из полезных для человека деревьев одного вида. Это и есть чаиры.

Как-то не замечается, что мы идем в гору, и это признак истинного мастерства древних дорожных строителей. По этой дороге ездили купцы, везли тяжелый и ценный груз. Здесь прятались и те, кто поджидал этих купцов и грабил. Есть болгарская легенда о разбойнике, который здесь, в Османовом яру, подстерегал богатых путников, отнимал у них товар и деньги. Ах, как хочется добавить, что был он благородным и, подобно легендарному Алиму, никого не убивал, что даже помогал бедным! Увы, нет, это другая сказка.

Осман был жадным, жестоким, и убил многих. А чтобы еще больше поверили в его силу, храбрость, удачливость, у каждого из убитых он отрубал палец и хранил как сувенир, дабы числом жертв подчеркнуть свою силу, храбрость, удачливость. Готовясь к очередному грабежу, Осман переодевался богатым купцом и бродил по окрестным деревням и хуторам, заглядывал на постоялые дворы. Там он угощал табаком купцов, заводил с ними веселые дружеские разговоры. Да и выяснял между прочим, куда и в какое время они держат путь, с каким товаром, под какой охраной. А когда наступала темнота, выходил с отрядом головорезов на дорогу.

В одной из болгарских деревень, недалеко от Старого Крыма, Осман встретил девушку Раду. Как она ему понравилась! Разбойник подошел к ней, заговорил, но она испугалась и убежала. Да разве убежишь от такого? Осман привык завладевать всем, что его привлекало, и стал следить за юной болгаркой. Узнав, где она живет, он снова переоделся купцом и с богатыми подарками заявился в гости. Сердца родителей - мудрые. А тут еще, незадолго до появления странного жениха, у них пропал сын, и горе обострило подозрительность. Ни подарки, доставленные слугами-носильщиками, ни речи медоточивые не тронули бедных людей: они почуяли недоброе в глазах щедрого гостя. И не согласились выдать за него свою дочь.

Осман не выносил отказов. Он обозлился и решил завладеть девушкой во что бы то ни стало. Долго ждал он, когда Рада выйдет из поселка одна - и дождался. Схватили османовы слуги юную болгарку, связали, увезли в логово разбойничье - в этот самый Османов яр. Безутешно горевала Рада, вспоминая своих родных и проклиная похитителей. Поначалу ей просто не хотелось жить, но была она молода и со временем кое-как притерпелась. Уходя на промыслы, Осман говорил ей, что едет по своим торговым делам, а когда она пыталась убежать, возвращал ее и требовал, чтобы смирилась со своею долей наложницы и рабыни. Возможно, так бы и вышло в конце концов, да только однажды девушка наткнулась на ящик с «сувенирами» Османа - с отрубленными, почерневшими от времени человеческими пальцами. На одном из этих пальцев она обнаружила и узнала бедное колечко из меди... Да она же сама подарила его младшему брату!

Рада все поняла. И не просто не захотела - не смогла жить после этого в доме разбойника, откуда ей не было дороги домой. Помолилась, попросила прощения у Бога, потом у своих родителей - и подошла к обрыву. Заглянула в пропасть, зажмурилась... Удержать ее не успели даже расторопные османовы слуги. Осман удивился: да как же это можно - не другого, а самого себя лишить жизни? Он скоро исчез из этих мест. Либо убит был, либо решил, что нельзя больше продолжать грабежи здесь, в «Османовом яру». Молва не могла, конечно, не добавить, что разбойник затосковал и раскаялся, что он, может быть, даже добровольно ушел из жизни. Но канонический текст болгарской легенды не допускает такой возможности: злодейство не должно иметь шансов на прощение...

Вот мы и на перевале. Отсюда открывается вид на Карадаг в незнакомой проекции, на другие горы. Пейзаж этот легко и надолго запоминается. Теперь уже до самого моря будет только спуск. Шесть-семь километров - и заканчивается лес, начинаются пустынные коктебельские степи. Ландшафт меняется каждые 10-20 метров. Вот здесь было греческое село, уничтоженное фашистами в 1944 году; говорят, в живых остался только один старик. Среди степи разлилось одинокое озеро Армутлук (по-гречески - «Обилие груш»); на берегу его можно отдохнуть, искупаться, пообедать.

На берегу озера можно увидеть полуметровые сарматские каменные ящички, которые могли быть, ни много ни мало, могилами амазонок (в это можно поверить, если, пофантазировав, допустить, что Крым тоже был местом обитания мифических женщин-воинов). От водохранилища остается пройти дикой киммерийской степью и через виноградники приблизиться к черте Коктебеля. В степи, за полтора километра от поселка, из камней сложен крест, а недалеко от него обнаружены какие-то, еще мало изученные могильники. На этом заканчивается Гриновская тропа.

на верх страницы::Восточный Крым::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации



© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования