----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Восточный Крым / к началу раздела


Старый Крым

начало::окончание

На склонах горы Агармыш (в подземных карстовых пустотах Агармыша собирается вода знаменитого Субашского источника, который был подарен Феодосии художником И. К. Айвазовским.), по обе стороны от симферопольского шоссе растут большие старые деревья. Здесь, через долину реки Чурук-Су, по фруктовым садам, по лесу, проходит граница между степями Восточного Крыма и предгорьем. На этой меже, в 90 километрах от Симферополя, живет своею тихой размеренной жизнью городок Старый Крым. Его историю можно прослеживать со второй половины XII века, а первое упоминание датируется 1266 годом.

Мечеть Узбека город Старый Крым
Мечеть Узбека (ныне восстановлена и действует) и развалины медресе

Через Солхат, как он тогда назывался, проходили караванные пути от Перекопа к Каффе. В конце первой половины XIII века хан Батый создал в Солхате центр Крымского юрта; опоясанную рвом крепость назвали на свой лад - Къырым. Остатки этих стен можно видеть в городе и сегодня. Теперь с трудом верится, что Старый Крым был когда-то большим городом, но, по словам арабского путешественника XIV века, «...нужно было не менее дня, чтобы объехать его вокруг». В 1253 году здесь построили дворец для Бату-хана. Город Къырым стал религиозным центром юрта и его столицей. Он начал быстро застраиваться; до сих пор сохранились в этой части города руины средневековых построек - мечети хана Узбека и мусульманской школы медресе.

Устав запрещал генуэзцам селиться в татарских кварталах, поэтому Къырым и Солхат стали, фактически, двумя разными городами. В Солхате и его окрестностях жили христиане. Там стояло несколько православных храмов и армянских монастырей. Лучше других сохранился сооруженный в 1338 году Сурб-Хач. Обходили его стороной лихие люди - может быть потому, что вид у него грозный, будто у крепости, окна похожи на бойницы, а колокольня имеет вид дозорной башни. Это был маленький городок среди леса, окруженный надежными стенами. Работала в монастыре школа; из Армении специально приезжали преподаватели, чтобы обучать местных детей разным ремеслам и наукам, в том числе мастерству миниатюр, грамматике, философии. В Ереване сохранилось несколько книг с созданными в этом монастыре миниатюрами.

--

Армения ведет свою драматическую историю с VI века до н. э. В средние века процветала ее столица - город Ани на берегу реки Ахурян, в котором к началу XI века было 100 тысяч жителей (для сравнения: в Лондоне тогда было 7-8 тыс.) Красота и мощь города не давали покоя Византии. В 1046 году византийцы обманом и подкупом захватили Ани, и пришел конец независимой Армении. Но еще два столения это был крупный торговый и ремесленный город. Византийцев сменили турки-сельджуки, а в течение XII века город переходил то к мусульманам, то к грузинским князьям, то снова к туркам. С монгольским нашествием началась массовая эмиграция из Ани; часть армян тайно договорилась с властями генуэзских колоний в Крыму, и с их согласия 40 тысяч армянских семей перебрались на полуостров. Крымская диаспора сложилась не позднее XIII века, разрослась, даже стала теснить генуэзскую, и к XV веку по-настоящему расцвела.

Монастырь Сурб-Хач пережил генуэзскую колонизацию, турецкое нашествие, власть татарского ханства и Российской империи. Он мог бы жить еще столетиями, но пал в 20-е годы XX века под натиском воинствующего атеизма. Теперь уже больше десяти лет ведутся восстановительные работы, но далеко еще до полного возврата Божьего храма к первоначальному облику. В 2002 году монастырь, наконец-то, передали армянской общине. Здания реставрируются, служба возобновилась. Даже издаваемый армянской общиной крымский журнал называется «Сурб-Хач».

После захвата Крымских городов турками в 1475 году армян стали теснить, увозить в Стамбул, а то и просто убивать. Правда, не закрылись армянские церкви и монастыри, в том числе главный в Крыму - Сурб-Хач. Царским указом от 1778 года 12 тысяч армян переселили в Приазовье. И лишь через двадцать лет им разрешили селиться во всех местах Крыма, кроме Севастополя. В 1790 году вышел специальный указ о предоставлении льгот крымским армянам, в том числе права на беспошлинную торговлю вином и освобождение от службы в армии на 10 лет. В 1894-95 и в 1915 годах прошли две волны переселения в Крым армян из Турции -опять же во спасение от развязанного там геноцида. И последняя -после Великой Отечественной войны, когда в 1944 году все армяне (по данным НКВД, около 10 тысяч человек) подверглись депортации с полуострова. Сейчас они, или их дети возвращаются в Крым.

начало::окончание

на верх страницы::Восточный Крым::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации



© KWD 2002-2018 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования