----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Восточный Крым / к началу раздела


500 лет генуэзской крепости в Судаке
бурное развитие 19-го века

начало::продолжение::окончание

В 1825 году через Судак проезжал Александр Сергеевич Грибоедов. «Я был один, - писал он другу. - Кто хочет посещать прах и камни славных усопших, не должен брать живых с собой... Мирно и почтительно взошел я на пустырь, обнесенный стенами и обломками башен, цеплялся по утесу, нависшему круто в море, и бережно взобрался до самой вершины... И не приморскими видами я любовался: перебирал мысленно многое, что слыхал и видел...».

После присоединения Крыма к России Судак был дарован императрицей светлейшему князю Г. А. Потемкину. Григорий Александрович сразу полюбил этот край, и чтобы превратить окрестности Судака в цветущий сад, специально заказал в Европе лучшие виноградные лозы, шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие экзотические деревья. Однако после смерти князя не нашлось правителя, который поддержал бы и продолжил это полезное для края дело. Сладким миндалем да старыми персидскими шелковицами славен Судак до сих пор. С конца XVIII века в Судаке жил академик П. С. Паллас - исследователь и путешественник, собиратель ценнейшего материала о Крыме в области истории, географии, биологии, палеонтологии, этнографии. Здесь он занялся практическим виноградарством.

Еще при генуэзцах Солдайя была основным в Крыму винодельческим районом. В 1825 году крупнейшим землевладельцем Судака стал адмирал Н. С. Мордвинов. Однако многие из своих виноградников он не обрабатывал. Да и другие помещики, приехавшие из России, были не лучшими виноградарями. На многих плантациях проводился чрезмерный полив, от этого ягода становилась водянистой, а получаемое из нее вино - слабым и непригодным для хранения. И все же были здесь прекрасные вина уже в те годы. Правда, для конкуренции на европейском рынке им пока не хватало известной, проверенной марки - «бренда». Но по всем природным признакам край этот был очевидно винодельческим. Но приглашенные французские специалисты и не думали развивать российское производство вина. Нужны были свои виноделы.

В 1804 году Паллас, по решению правительства, основал и возглавил в Судаке первое в России казенное училище виноградарства и виноделия, просуществовавшее до 1847 года. Оно находилось в урочище Очикляр, у подножия Георгиевского хребта. Туда принимали подростков и юношей из вольных крестьян, готовили из них виноделов. Порядки были строгими - за нарушение дисциплины и леность учащихся наказывали розгами. Для обеспечения полевой базы набирали рабочих, там же, под Георгиевским хребтом, они и жили. Постепенно вырос поселок, но до наших дней сохранилось только кладбище.

Московский купец Крич производил в Судаке "игристое вино и сбывал его в городах России под видом привезенного из Франции шампанского "Редерер". Французская фирма подала в суд, и предприятие пришлось ликвидировать. Но и французы в долгу, как говорится, не остались. Они сравнительно дешево закупали награжденные на всероссийских и международных выставках Судакские вина, увозили во Францию, переклеивали этикетки - и возвращали в Россию уже как дорогие французские... Добавим для улыбки, что это очень удивило бы современных фальсификаторов. Зачем возить вино в такую даль, если заменить тару и переклеить этикетки можно прямо в Судаке, в ближайшем доме, в сарае рядом с заводом!

К началу XIX века в Судаке была одна улица Главная, где селились русские и украинцы, и по соседству - Татарская слобода. Рядом разросталась Немецкая колония. Приглашенным по совету Потемкина переселенцам из Германии давали земли, освобождали их от налогов, лишь бы работали они в этом благодатном краю, растили сады, строили дома, возрождали на побережье жизнь.

С 1787 года в Судак начали переселяться немцы из Вюртенберга. Земли в округе поделили между помещиками; здесь было почти двести мелких хозяйств. Побывавший в Тавриде в 1820 году И. А. Муравьев-Апостол заметил, что «вся Судакская долина покрыта плодовыми деревьями». Городок был невелик, к середине XIX века в нем насчитывалось не больше трехсот жителей, и лишь к концу столетия он начал развиваться как курорт. Сюда приезжали отдыхать студенты, ученые, музыканты, художники и прочая небогатая публика. Летние курортники чаще всего селились в немецкой колонии возле самой крепости.

--

В 1858 году в Судак приехал профессор Киевского университета Карл Федорович Кесслер. Он видел здесь (и только здесь, на восточном берегу Крыма) пасущихся буйволов. В горных условиях эти животные служат как тягловая сила лучше, чем обычные для степи волы. Другой ученый, Василий Васильевич Капнист, был прежде всего поэтом и отправился в Тавриду, чтобы отыскать следы Одиссея. До сих пор живет среди историков занятная версия о том, что легендарный скиталец «мореход-ствовал» не по Средиземному морю, а по Черному...

В 1819 году в журнале «Сын Отечества» была опубликована статья В. В. Капниста «Мнение, что Улисс странствовал не в Средиземном, но в Черном и Азовском морях». Постепенно число жителей самых разных национальностей дошло до двух тысяч. Василий Васильевич Капнист стал первым «певцом Тавриды», именно ему принадлежат первые стихи о нашем полуострове: в 1784 году он написал оду «На завоевание Тавриды». Ему же принадлежит характеристика Потемкина «великолепный князь Тавриды», повторенная позднее А. Пушкиным в «Руслане и Людмиле». У его брата Петра Васильевича в судакской долине у подножия горы Узун-Кыр было имение, эту местность и сейчас называют «капнистовой землей».

В Судаке, недалеко от устья реки Суук-Су, была дача Ивана Константиновича Айвазовского. Свидетель наводнений и селевых потоков, он в 1897 году создал жутковатую картину «Ливень в Судаке». В тогдашнем поселке, тоже на своей даче, сочинял музыку композитор А. А. Спендиа-ров, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Помимо многих романсов и других музыкальных произведений, Александр Афанасьевич создал чисто крымские: сюиту «Крымские эскизы» для оркестра и симфоническую картину для оркестра «Три пальмы».

Как сказано в путеводителе 1901 года, в Судаке того времени проживали около 1000 человек. И примерно столько же курортников принимал городок каждое лето. Путеводитель Г. Г. Москвича сообщает: «Переполнение Ялты и ее окрестностей заставляет многих обратить внимание на Судак с его менее знойным летом, прекрасным купанием, простором для гуляний». Но основной доход местных жителей приносила торговля вином и виноградом. Винной сладостью да «простором для гуляний» отдыхающие компенсировали недостаток курортного сервиса.

Часто и подолгу бывал в Судаке основатель Никитского ботанического сада X. X. Стевен. Здесь он собрал богатый гербарий (1654 вида), на основе которого создал первый научный труд по флоре Крыма. Христиан Христианович проводил лето и осень в имении своей жены, а на зиму уезжал в Симферополь. Писатель и врач С. Я. Елпатьевский так охарактеризовал курортный поселок того времени: «О Судаке нельзя сказать, благоустроен он или неблагоустроен, - он просто не устроен...».

Есть в Судаке, на территории военного санатория, здание бывшего винподвала. В 30-е годы XX века судакские чекисты приспособили его под тюрьик. В ней три недели провела поэтесса и писательница Аделаида Герцык (1874-1925). В конце концов, ее освободили и дали умереть своей смертью, но по следам впечатлений она написала «Подвальные очерки». Их можно считать началом огромной, правдивой и страшной литературы о политических репрессиях советского времени.

А. Герцык дружила с Волошиным. Вот отрывок из воспоминаний ее сестры Евгении Герцык, где тонко и точно сказано об отношениях двух литераторов: «В те годы, когда ее наболевшей душе были тяжелы почти все прикосновения, Макс Волошин был ей легок; с ним не нужно рядиться напоказ в сложные чувства, с ним можно быть никакой. А он, обычно такой объективный, не занятый собой, чуждый капризов настроений, ей одной, Аделаиде, раскрывался в своей внутренней немощности, запутанности».

В Судаке сохранился дом Аделаиды Казимировны (ул. Гагарина, 39). Здесь бывали многие поэты и писатели из тех, что гостили в коктебельском доме Волошина. Побережье Судака изображали художники-киммерийцы; часто приезжал сюда и сам Максимилиан Волошин. В 20-е годы на территории крепости он организовал музей ценностей, изъятых у местных помещиков. В западной части набережной есть городской краеведческий музей. Там собраны экспонаты по истории города, природе Восточного Крыма, стенды с иллюстрациями сегодняшней жизни Судака. Правда, к музею нужно пробираться мимо большой стройки, что неизбежно снижает число посетителей.

начало::продолжение::окончание

на верх страницы::Восточный Крым::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации



© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования