----- на Главную -----

Как доехать? ---------
-- поезд или самолёт
---------- через границу
Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта
Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач
Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля
Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса
Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг
Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Восточный Крым / к началу раздела


Появление христианства в Крыму

Византийский император Юстиниан I (482 или 483-565) - император Византии с 527 года, родом из крестьянской семьи. Благодаря своему дяде, сначала начальнику императорской гвардии, а затем императору Юстину, получил прекрасное образование, стал придворным, потом занял Византийский престол. Стремился к расширению и укреплению державы. Упорядочил законодательство, поощрял развитие торговли и ремесел. При нем в Константинополе был построен храм св. Софии) мечтал восстановить империю в границах ромеев и пришел в Таврику. На ее восточных берегах в VI веке он построил крепость Сугдею (сегодня это Судак), укрепил обветшалые оборонительные стены Боспора, как стали называть Пантикапей, и разместил там военный гарнизон. Боспор опять стал сильной крепостью, оплотом христианства и самой Византийской империи.

Христианство начало распространяться на Боспоре с IV века, вначале среди богатых и знатных граждан. Их надгробия и склепы украшены христианской символикой - изображениями крестов, монограмм Христа, голубей, рыб, павлинов, виноградных лоз... Концом III века датируют ученые перстень с сердоликовой вставкой, на которой вырезаны две рыбки и христианский крест.

Нам неизвестно, кто ознакомил с христианством гуннского вождя Грода, кочевья которого были на Керченском полуострове, но потомок варваров явился ко двору византийского императора Юстиниана I с просьбой окрестить его. Крёстным отцом кочевника стал сам император. Грод обещал защищать интересы Византии на Боспоре, где продолжали говорить по-гречески, и даже получил в поддержку небольшой воинский отряд. Но люди его племени не последовали примеру вождя, а он, хоть и принял христианство, в душе остался дикарём, которого так и не научили веротерпимости и уважению к обычаям предков. Когда он начал из золотых и серебряных языческих идолов отливать монеты, когда приказал уничтожить, во имя новой веры, родовые святилища, гунны взбунтовались и - отрубили Гроду голову.

Однако, было уже невозможно остановить продвижение христианства на Крымский полуостров - его несли византийские греки. Возрождая жизнь на берегах Керченского пролива, византийцы много строили, привозя из-за моря архитектурные детали для украшения храмов. Мраморные колонны и капители для базилики в Тиритаке были изготовлены в каменоломнях острова Пелопонес.

В конце VII века на Керченский полуостров пришли, неся пожары и смерть, тюркоязычные племена хазаров (конгломерат тюркоязычкых племен и народностей, которые жили в низовьях Волги и Дона во II веке. Впервые упомянули о хазарах в VI веке. В VI -VII вв. сложилось государство - Хазарский каганат (краевед В. X. Кондараки объясняет происхождение слова «хазары» от турецкого слова «хаза» - беда, в смысле «бедовый» или «несущий беду»). В IX веке хазарские вожди приняли иудейскую веру.

Хазарский каганат - государственное образование, возникшее в середине VII века в Нижнем Поволжье. К VIII веку его завоевания простирались до Северного Кавказа, Приазовья и Крыма. Хазарский каганат распался во второй половине X века, после поражения, нанесенного великим князем киевским Святославом в 965 году. Последний раз о хазарах как о народе упоминали в 1016 году). Их государство под названием Хазарский каганат начало отчаянную борьбу с Византией за влияние на Крым. Но от их общего врага (арабов) исходила угроза, которая заставила противников сохранять внешне добрососедские и даже дружеские отношения. Это было хорошо видно по нашему полуострову, где в построенных Византией крепостях несли службу местные варвары, а дороги охранялись хазарскими боевыми разъездами.

Сильным было влияние Византии в городах, которые возрождались после варварских набегов. В это время укреплялся, преврашаясь в богатый торговый и религиозный центр, город Сурож (еще одно, русское название Судака). В эпоху иконоборчества (религиозно-общественное движение в Византии в VIII -IX веках, запрет на поклонение христианским иконам. Истинной целью иконоборчества была конфискация церковного и монастырского имущества и земель в пользу новой элиты, поддерживавшей императора Льва III. В 845 году иконопочитание в Византии было восстановлено) в Таврику бежали от преследований византийские иконопочитатели - православные священники и монахи. Епископ Стефан Сурожский был одним из священников, возглавивших на нос токе Крыма сопротивление официальной но литике Византии.

--

В X веке Хазарский каганат пришел в упадок, а потом хазар и вовсе разбил киевский князь Святослав. Но у восточных народов Черное море еще долго называлось морем Хазарским.

Под покровительством Византии начали возрождаться города на Керченском полуострове и возникать новые поселения на юго-восточном побережье. Жители городов Боспорского царства, изгнанные из своих домов, бежали в горы и поселялись на берегу между современной Феодосией и Алуштой. Они внесли античную культуру, которую смогли передать потомкам.

Вот почему жилые дома на восточном побережье и на Керченском полуострове по планировке и строительным приемам похожи на античные строения: входные двери на южных (или восточных) фасадах, низкие каменные основания, черепичные крыши, внутри - печи позднеантичного типа. А ведь прошло почти пять веков! Живы и завезенные эллинами ремесла: в гончарных печах обжигают амфоры и пифосы, ювелиры не разучились мастерить изысканные украшения.

Разные по размерам и значению, но сходные по планировке и архитектуре поселения открыты археологами на холме Тепсень (современный Коктебель), южнее его - на мысе Мальчин, у подножия Чобан-Куле, в устье реки Ворон (селение называлось Капсихора, сегодня - Морское), в Канакской балки, у дороги на Белогорск выше Приветного. При закладке нового виноградника возле Морского были найдены пифосы, в которых когда-то, как установлено химическим анализом, хранилось вино. Остатки раннесредневековых поселений открывали строители дороги Алушта-Судак, но район этот все еще мало изучен.

В начале того же 10-го века на юг Европы двинулась новая волна кочевников - печенегов (союз тюркских кочевых племен, сложившийся в VIII - IX веках в заволжских степях. В конце IX века печенеги дошли до Северного Причерноморья и Дуная, вторглись в Крым. В 1036 году, разгромленные киевским князем Ярославом Мудрым, они осели на границах Руси и со временем ассимилировались со славянами). Они вышли к приморским городам, где византийцы стремились задобрить незванных гостей подарками.

Но уже в середине 11-го века печенеггов вытеснили половцы-кипчаки, чтобы самим обложить данью тогровые города, самим собирать мзду с богатых караванов, которые ходили по Великому шёлковому пути (караванная средневековая дорога из Китая в страны средней и передней Азии. Одна из ветвей проходила через Крым и дальше по морю - в Южную Европу. С развитием мореплавания в XV веке этот путь потерял прежнее экономическое значение). Одна из его веточек пролегала через современный Судак, который русские купцы называли в ту пору Сурожем. Под этим именем город упомянут в "Слово о полку Игореве".

В 10-м веке на Керченском полуострове сформировалось Тмутараканское княжество, где правили русские князья. Оно возникло после походов киевского князя Игоря на Византию и Хазарский каганат в середиене 10-го века. В "Повести временных лет" говорится, что было оно самостоятельным и вело бойкую торговлю с богатой Сугдеей, с другими крымскими городами. Русские купцы продавали здесь пушнину и мёд, а увозили на Русь предметы роскоши, тонкие ткани, заморские вина. После взятия Корсуни в 988 году князь Владимир Святославович включил Тмутаракань в состав Киевского государства и посадил на престол своего сына Мстислава Храброго. Крупнейшим городом княжества был Корчев - так стали называть Боспор. Во время расцвета Тмутаракани (10-11 века) здесь была простроена роскошная для той поры церковь Иоанна Предтечи, сохранившаяся до наших дней.

Последне летописное упоминание о русском княжестве на крымских берегах датируется 1094 годом, когда в крымских степях появились половцы (очевые тюркоязычные племена, в X веке занимавшие территорию северо-западного Казахстана. В XI - XV веках половецкая степь простиралась от Тянь-Шаня до Северного Причерноморья и Кавказа). Однако, крупные тмутараканские города Корчев и Матарха выдержали половецкий набег, и о нах говорится в византийских документах 12-го века.

на верх страницы::Восточный Крым::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту Киммерия


Национальная феодосийская
картинная галерея Айвазовского


И. К. Айвазовский - биография
Киммерийская школа живописи

Феодосийский литературно
мемориальный музей А. С. Грина


Алые паруса страны Гринландия
Хроника жизни и творчества

Феодосийский муниципальный
музей Древностей

Феодосийский музей Древностей
История музея - Краеведение - Археология
Народы Крыма - Лапидарный дворик

Феодосийский музей
Марины и Анастасии Цветаевых
музей Марины и Анастасии Цветаевых
Марина и Анастасия Цветаевы
жизнь сестёр в Феодосии

Феодосийский народный музей
скульптора В. И. Мухиной


Мемориальная комната - Мастерская
Творческое наследие - Достояние нации

 


© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com - тематические ресурсы
- тематические статьи

Яндекс цитирования